Шахматы как обязательный предмет в школе

Шахматы могут сделать обязательным предметом в школе. Как это должно работать?

Фонд имени Шахмардана Есенова и Казахстанская федерация шахмат реализуют в Казахстане интересный образовательный проект – внедрение шахмат в школьную программу.

Всё идёт к тому, что с 2021 года шахматы станут обязательным предметом в казахстанских школах. О том, почему эта грандиозная идея в скором времени должна превратиться в реальность, рассказывает сотрудник научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и руководитель проекта «Шахматы в школе» Салтанат Ногайболанова. Informburo.kz публикует самое важное из этого монолога.

18 казахстанских школ дали добро

В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как важная часть системы образования. Исследования, проведённые в странах, в которых шахматы внедрены в качестве обязательного предмета в школьную программу, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.

Не думаю, что Казахстан как-то отстаёт в этом вопросе от остального мира, потому что страна в целом держит руку на пульсе, и, видя, сколько у нас сейчас чемпионов мира, шахматам здесь действительно уделяется серьёзное внимание. Соответственно, совместный проект научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и Казахстанской федерации шахмат при поддержке Министерства образования и науки РК реализуется своевременно для внедрения его в школы. Тем более открытых его противников мы ни с какой стороны не наблюдаем и, вообще, настроены оптимистично.
Согласно концепции нашего проекта, шахматы необходимо внедрять в качестве обязательного предмета в Казахстане только на уровне начальной школы – со второго по четвёртый класс. Именно в этом возрасте формируется личность учащегося, создаются устойчивые алгоритмы обучения, закладываются основы для дальнейшего успешного обучения в школе. В это время происходят радикальные изменения ребёнка: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Идея проекта не столько в том, чтобы воспитать будущих чемпионов мира, сколько в том, что шахматы как предмет развивают личность младшего школьника, его психологию и все необходимые интеллектуальные качества. С помощью этого предмета мы надеемся, что школьники станут успешными не только в школе, но и в жизни: с лёгкостью будут решать различные проблемы, научатся рисковать.

Для реализации проекта нами была разработана программа обучения шахматам во вторых, третьих и четвёртых классах общеобразовательных школ, и на основе этой программы был создан учебно-методический комплект для 2, 3 и 4 классов на казахском и русском языках, который включает в себя учебное пособие и рабочие тетради для учащихся, а также методическое пособие для учителя.

Затем по согласованию с управлениями образования трёх городов были отобраны 18 пилотных школ, в которых мы с 1 сентября 2017 года уже запустили наш проект и сейчас проводим апробацию учебно-методического комплекта. В этих школах (Алматы – 4, Кызылорда – 4, Павлодар и Павлодарская область – 10) наш фонд оборудовал кабинеты шахмат, разработал программу дополнительного обучения, чтобы подготовить уже самих учителей. 25 педагогов получили специальные сертификаты, которые теперь дают им право преподавать шахматы в своих школах. В течение учебного года 2017/2018 уроки по шахматам прошли в 40 вторых классах, из них в 21 классе занятия проводились на государственном языке. Это примерно 1500 учеников.

Также в этих школах проводится и психодиагностика когнитивного развития учащихся. Её цель – оценка влияния шахмат на психологию юных школьников. Для этой цели во всех пилотных школах дополнительно обучены психологи, которые в начале и в конце каждого учебного года проводят замеры учащихся пилотных классов.

С 1 сентября 2018 года к проекту, как мы планируем, подключатся еще примерно 30 школ. В этот раз уже в Южно-Казахстанской области.

Шахматы вместо третьего часа физкультуры

Чтобы Министерство образования и науки РК всё-таки сделало шахматы обязательным предметом в школьной программе, мы должны собрать экспертные заключения от учителей, методистов и профессоров, а также опросить родителей учащихся. Только после такой разносторонней и многоуровневой апробации мы бы хотели весной 2019 года презентовать наш итоговый учебно-методический комплект Министерству образования и науки Республики Казахстан.

Если проект утвердят, а мы на это очень сильно надеемся, то мы бы хотели, чтобы шахматы в школьной программе появились с 2021 года вместо третьего часа физкультуры, ведь это тоже спорт, пусть и интеллектуальный. Пока же нам не хватает часов в наших пилотных школах, реализация идёт за счёт факультативных занятий, которые выделены на начальные классы.

В случае окончательного одобрения проекта, Казахстану необходимо иметь в своём активе подготовленных тренеров, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы в высших учебных заведениях страны появилась специальность «тренер по шахматам». Однако первые результаты уже есть: в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата нам пошли навстречу и теперь этот ВУЗ будет давать республике дипломированных тренеров.

Командные турниры в Кызылорде, Павлодаре и Алматы – какой уровень у школьников?

На этих мероприятиях мы не оценивали его и даже не планировали это делать. Задача, прежде всего, была мотивационная, чтобы наши второклашки поняли, что это вообще такое – шахматный турнир, зарядились его соревновательной атмосферой. Ведь игровая практика у них ещё очень маленькая, соответственно, это был их первый опыт в жизни. Тем более они, в принципе, ещё не должны уметь играть в шахматы, поскольку до этого занятия у них шли в основном теоретические: детям рассказывали историю шахмат, как ходят фигуры, объясняли тактические приёмы и стратегию. Всему своё время.

Для ребят эти соревнования проходили без максимального соблюдения правил, потому что мы прекрасно понимаем – это всего лишь второклассники, они могут ещё ошибаться. Но всё равно для них мы подготовили грамоты и очень красивые медали, а команда-победительница ещё и кубок получила.

Главное, что сами детки остались довольны. Они уже давно загорелись шахматами и хотят теперь в них достигать результатов. Яркое тому доказательство – прошедшие турниры. Желающих там поучаствовать оказалось настолько много, что каждому классу пришлось проводить внутренний отбор, ведь не заявишь всех 30 или 40 учеников – места не хватит. Но в итоге за медали всё равно сражались 165 детей. Эта цифра нас не может не радовать. Всё идёт хорошо.

Что думает школа?

Журналист Informburo.kz посетил алматинскую гимназию №175 «Жаңа Ғасыр» и узнал, как там относятся к тому, что шахматы могут сделать обязательным предметом в школе.

«Эту замечательную идею мы, конечно же, восприняли на ура, поскольку для будущего Казахстана это очень важно, всё-таки речь идёт о формировании интеллектуальной мощи государства, умном поколении детей, – заявила заместитель директора по науке и профильному обучению Асель Алтаева. – Сами наши второклассники, как начали заниматься шахматами, сильно изменились: стали более эрудированными, активными. Им очень нравится этот предмет».

Вот что сказала ученица второго класса Каусар Есимбай:

«Я очень сильно полюбила шахматы, это интересная игра, на уроках мы постоянно узнаём что-то новое от учителя, читаем книги с картинками и, конечно, соревнуемся. Я теперь хочу и дальше заниматься шахматами, чтобы когда-нибудь выиграть чемпионат мира».

Тимур Байкетаев, Informburo.kz (фото автора)