МАЛКОЛЬМ ПЕЙН: «ВСЕ ПРАКТИЧЕСКИ ИДЕАЛЬНО!»

Сегодня  нам удалось поговорить с капитаном и руководителем сборной Англии — Мальколмом Пейном.

Мистер Пейн, вы приехали как капитан британской команды, но в шахматном мире вы известны не только этим. Не расскажете немного о себе?

Я занимаюсь многими вещами. Во-первых, создал благотворительный фонд. Он занимается преподаванием шахмат детям  в школах. Началось это в 2009 году, с тех пор мы научили играть в шахматы 250 тысяч детей.

Видимо, речь идет о программе ФИДЕ «Шахматы в школе»?

Совсем нет! Мы создали свою программу, которая будет работать в английских школах. Программа ФИДЕ нам не вполне подходит. Конечно, я не вижу в ней ничего плохого, и она вполне может быть внедрена в других странах. Но мы нуждаемся в таком продукте, который идеально подходил бы для английских школ. Потому что мы хотим, чтобы шахматы преподавались именно как школьный предмет, в классе. А не как факультатив. Хотя эту возможность мы тоже рассматриваем. Но, в основном, это обучение именно в классе, как урок. Некоторые школы могут, допустим, выбирать: «У нас в программе шесть часов математики в неделю, но мы не будем следовать этой программе, сделаем пять часов математики плюс один час шахмат».

И, во-вторых, я занимаю должность international director в ФИДЕ.  Но очень важно понимать, что первая и вторая вещи никак не связаны между собой.

В связи с первым аспектом вашей деятельности невольно возникает вопрос. Чтобы осуществлять программу «Шахматы в школе» в таких масштабах, требуется огромное число подготовленных специалистов. Как вы решаете эту проблему?

Это совершенно не так! Большое заблуждение! У нас, конечно, преподают хорошие шахматные игроки. Мы держим с ними связь. Но главное качество, которое требуется для программы – это люди, которые умеют работать с детьми и умеют делать это в классе. А шахматный рейтинг интересует уже во вторую очередь. Но если преподаватель является сильным игроком, то это заметное преимущество. В приоритете, чтобы человек был хорошим учителем и уже только потом хорошим шахматистом! Именно поэтому мы смогли научить шахматам тысячи детей. Причем, многие из них, до того как встретились с нами, понятия не имели, что такое шахматы. Позвольте привести пример. Когда я впервые прихожу в школу и захожу в какой-то класс (в Англии обычно 30 детей в классе), начинаю с вопроса: «Кто слышал что-нибудь о шахматах?» Обычно поднимает руку не более трех детей. Двое из них играют в игру, отдаленно напоминающую шахматы (у себя в голове они считают, что играют в шахматы).

Что вы можете сказать о чемпионате мира в Астане?

Отлично организованный турнир. На мой взгляд, практически все идеально.

Расскажите, пожалуйста, как родилась идея организации ставшего знаменитым на весь мир турнира «London chess classic»?

Это будет очень длинная история. В 2007 году я натолкнулся на объявление, что требуется учитель шахмат. Причем оно исходило от достаточно известной и крупной компании. Я ответил на него, и выяснилось, что один из учредителей хотел приобрести пакет уроков шахмат для своего брата в качестве подарка на день рождения. Я стал преподавать уроки шахмат этому человеку, и оказалось, что он  является большим любителем шахмат. Как-то он задал мне вопрос: «Что не так с шахматами в Великобритании?» Я ответил: «С чего бы вы хотели, чтобы я начал? Имеются две большие проблемы. Во-первых, шахматы практически исчезли из школ. А вторая проблема, можно даже сказать, скандал, то, что у нас не было больших шахматных турниров и матчей больше двадцати пяти лет». Правда, игралось «два с половиной» матча на первенство мира (смеется). «Половина» это Каспаров-Карпов в 1986 году, потому что вторая половина игралась в Ленинграде. Матч Шорт-Каспаров и Каспаров-Крамник. В результате мой ученик помог мне финансово, чтобы я смог начать организацию турниров. И мы организовали наш первый турнир, хотя это был не просто международный турнир. Он делился на три части. Турнир для элиты шахмат, турнир любителей, семинары для любителей шахмат и в отдельные дни проходили специальные мероприятия для школьников, чтобы они могли прийти и узнать как можно больше о шахматах. Таким образом, у детей были уроки шахмат, сеансы одновременной игры и возможность встретиться с великими мастерами шахматной игры. То есть было не только обучение, но и вдохновение. И эта формула показала себя успешной! Уже провели десять турниров.

Расскажите, как вы проводите массовые детские турниры?

Мне удалось изобрести новую систему проведения шахматного турнира. В первый день 2005 года пришло пятьсот детей, и нужно помнить, что никто из них до этого не участвовал в шахматном турнире. Мы попробовали разбить детей на пары и организовать обычный турнир. В итоге был ужасный провал! Мне пришлось думать, как проводить жеребьевку на следующий день. В результате возникла следующая идея. У каждого на груди была табличка как вот эта (показывает на свой бэйдж). На ней было две колонки. В первой было написано 1-ый тур, 2-ой тур, 3-ий тур и т. д. В другой колонке была указана школа, которую представлял ребенок. Начинаем турнир и я говорю: «Хорошо, дети, я хочу, чтобы каждый, у кого ноль очков поднял руку!» Дети стали переглядываться между собой: «что-то с этим парнем не то, он похож на идиота» (смеется). У всех ведь по нолю, турнир еще не начался! Потом они поднимают все руки, и я говорю: «Дети, найдите теперь каждый еще одного, который имеет ноль очков, и садитесь играть!» Вот так проходила разбивка на пары! И в конце судья присуждал три очка за победу, два очка за ничью и одно за поражение. Потом снова я говорил: «поднимите руки у кого три очка (два и т. д.)» И так можно проводить турниры, даже если участвуют тысячи детей!